Устройство подземных сооружений

Конкурс выявил ряд оригинальных и, безусловно, перспективных решений. Например, для района наб. им. Т. Г. Шевченко архит.

Г. А. Донцовым и его коллегами было предложено решение протяженного гаража и большой вместимости, как бы врезанного в рельеф, имеющего общую длину около 360 м. В этом трехэтажном гараже предусмотрено устройство трех полных прямых и одной спиральной рампы. Расстановка автомобилей комбинированная и прямоугольная, а также под углом 45°. Пролеты между опорами 6 и 12 м, шаг опор 7,5 м, при котором в одном блоке между опорами может свободно устанавливаться три автомобиля.

Главной особенностью этого предложения является то, что со стороны застройки гараж не виден, его покрытие — как бы естественное продолжение тротуаров и газонов верхней террасы набережной и может быть использовано не только для открытого хранения автомобилей, но и (при достаточно умелом устройстве элементов мощения, озеленения, малых форм, приточно-вытяжной вентиляции, водоотвода и др.) для самых различных целей — вплоть до устройства видовых террас, прогулочных и спортивных площадок.

Со стороны набережной и Москвы-реки сооружение в сочетании с озелененными откосами в его торцах должно иметь вид своеобразной подпорной стенки-стилобата, зрительно объединяющей пеструю в этой части города застройку.

Устройство подземных сооружений ниже уровня грунтовых вод требует усиленной гидроизоляции, особых методов производства работ, в некоторых случаях применения особых конструктивных решений, что, как правило, влечет за собой повышение стоимости сооружения. В последние годы разрабатывались модификации сооружений этого типа, в частности, и варианты подземных гаражей двойного использования: для хранения автомобилей и как защитных сооружений (убежища или противорадиационных укрытий).

Такие гаражи отличаются от обычных не только усиленными конструкциями и специальными системами инженерного оборудования, но и наличием ряда дополнительных помещений и устройства, в частности, артезианской скважины и дизельной электростанции, обеспечивающих их полную автономность в случае необходимости.