Остекленные поверхности и декоративные витражи

В довоенные годы имели место попытки найти образы «гаражной» архитектуры путем активного включения в решения фасадов гаражей больших остекленных поверхностей и декоративных витражей, расчлененных тонкими железобетонными стойками и ригелями, как, например, в гараже на ул. Понтье в Париже, построенном еще в 1905 г. по проекту известного архит. Огюста Перре.

Определенными вехами в практике довоенного строительства в нашей стране явились первые многоэтажные гаражи манежного типа, сооруженные по проектам К. Мельникова в Москве на Сущевском валу, на ул. Каретный ряд и др. В этих сооружениях в качестве ведущего мотива архитектурной композиции, резко выделяющего их в ткани традиционной застройки, использовались огромные круглые окна и наклонные плоскости рамп! Совершенно иной, подчеркнуто утилитарный характер, в последующем приобрела архитектура многоэтажных гаражей, возведенных в ряде городов США. Здесь, в частности, возможно упомянуть о так называемых «гаражах-этажерках».

Одним из наиболее известных и ранних по времени строительства является многоэтажный гараж, построенный в г. Солт Лейк-Сити (штат Юта, США). Гараж, рассчитанный на 550 автомобилей, имеет шесть ярусов для их хранения, а наружные ограждающие стены заменены легкими металлическими тросами. Многоэтажные гаражи без наружных ограждающих стен сооружались во многих странах, в том числе и с умеренным или даже холодным климатом, в частности, в Швеции и Финляндии.

Шведские архитекторы, как и многие их скандинавские коллеги, большое внимание уделяют природным особенностям участков строительства автостоянок и гаражей, в том числе и использованию перепадов рельефа. Примером может служить гараж «Р-Центрум» в центре Стокгольма, расположенный на перепадах рельефа, со въездами с уровня первого и третьего этажей.