Активное освоение подземного пространства

В здании пять подземных этажей, в которых размещены автостоянки и устройства инженерного оборудования. Второй подземный этаж связан подземным и пешеходным переходами и вестибюлем станции метрополитена, проложенного под улицей.

В других районах Токио, в частности Синдзюку, просторная пешеходная зона связывает перроны вокзала, универсальные магазины, подземные стоянки и остановки уличного транспорта. Торгово-бытовые учреждения.

Среди общественных зданий объекты торговли отличаются наиболее мощными и непрерывно сменяющимися потоками посетителей.

Так, например, в универмаге «Москва» ежедневно фиксируется до 100 тыс. посетителей, в ЦУМе — до 200 тыс., а в ГУМе — до 300 тыс. посетителей.

Для объектов торговли необходимы обширны, складские помещения, площадки для погрузки и выгрузки товаров, сбора и удаления отбросов и тары. С учетом всех этих обстоятельств в целом решена проблема хранения легковых автомобилей в г. Тольятти, где подземные гаражи на 288 мест, обслуживающие ряд объектов, запроектированы в ЦНИИЭП жилища (архитекторы А. С. Образцов и В. И. Буровин) под комплексом учреждений двух торговых центров.

Эти гаражи имеют въезды со стороны общего подземного проезда, обслуживающего также подсобные помещения Дома быта, ресторана, Дома книги, магазина «1000 мелочей» и др. Объединяет все эти подземные помещения общий подземный коридор — тоннель длиной около 450 м, с рядом въездов и выездов. К числу относительно простых приемов хранения автомобилей в самых стесненных градостроительных условиях в современной зарубежной практике можно отнести расположение открытых или закрытых стоянок автомобилей на кровлях зданий различного назначения, как это осуществлено, например, в торговом центре г. Ковентри, Великобритания или в универсальном магазине «Карштадт» в Гамбурге, ФРГ.